В рамках развития собственной компонентной базы ведущий российский производитель аграрной техники Ростсельмаш продолжает работу над созданием автоматических коробок передач (АКПП). Сегодня компания параллельно реализует два основных проекта в данном направлении.
«Развитие производства трансмиссий неразрывно связано со стратегической целью компании технологической независимости от западных компонентов. Освоение автоматических коробок передач для нас уже не просто проект, это наше ближайшее будущее», — сказал Валерий Мальцев, генеральный директор Ростсельмаш.

Испытания RSM PowerShift для тракторов 1000 серии
Впервые о собственной автоматической коробке передач компания заявила в декабре 2024 года. Был представлен опытный образец первой в России автоматической трансмиссии типа PowerShift для тяжелых тракторов мощностью 440 – 620 л.с. Данный проект является приоритетным, так как до настоящего времени подобные разработки в стране не осуществлялись.
При проектировании АКПП был выбран тип PowerShift, который отличается высокими показателями по производительности, по комфорту для механизатора, что позволяет оптимально реализовывать тяговый потенциал трактора, а также низкой себестоимостью производства по сравнению с коробками передач с другими принципами управления.
В настоящее время проект АКПП для тракторов 3000 серии находится на этапе сборки и испытаний. Два опытных образца в составе тракторов проходят обкатку в соответствии с заданными алгоритмами, ведется отработка программного обеспечения. Следующим этапом станут трековые и полевые испытания на надежность и функциональность, запланированные на осень.

АКПП RSM PowerShift для тракторов 3000 серии
Вторым направлением является создание автоматической коробки передач для классических тракторов 1000 серии мощностью 270 – 370 л.с. Уже собран первый образец АКПП типа PowerShift собственной разработки Ростсельмаш. Конструкторы научно-технического центра реализуют проект с 2021 года. Перед специалистами стояла задача разработать локализованный продукт, не зависящий от западных компонентов, при этом не уступающий по техническим характеристикам существующим на рынке аналогам.
Разработанная АКПП классического трактора может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. Она имеет 16 скоростей вперед и 9 скоростей назад, а также отбор мощности для гидравлики трактора. В будущем планируется установка на задний мост ходоуменьшителя, что востребовано на полевых операциях при движении трактора на сверхнизких скоростях от 0,3 км до 2,5 км в час.
Конструкция АКПП классического трактора предусматривает ее сборку с задним мостом в единый моноблок, выполняющий роль элемента несущей системы агромашины. Общая масляная ванна обеспечивает одновременную смазку обоих агрегатов без использования дополнительных гидромоторов и насосов. АКПП прошла стендовые испытания на предприятии. В настоящее время на базе Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш» в ДГТУ идет настройка программного обеспечения системы. Одновременно в экспериментальном цехе готовится сборка еще двух опытных образцов, которые осенью текущего года пройдут ресурсные и функциональные испытания в составе тракторов. В планах компании – выпуск опытно-промышленной партии коробок передач, он будет осуществляться на заводе трансмиссий компании. Производственная площадка подготовлена и оснащена необходимым оборудованием.
Проекты по АКПП Ростсельмаш реализует при поддержке Фонда развития промышленности (ФРП) России.

Испытания АКПП Ростсельмаш для тракторов 1000 серии