
По данным официальной статистики, за годы действия государственной политики, направленной на защиту граждан от табачного дыма и последствий потребления табака, распространенность курения в стране неуклонно снижается, правда, за последние годы наблюдается замедление темпов снижения распространенности курения и прирост потребления иной никотинсодержащей продукции: вейпов, электронных сигарет, продуктов нагревания табака, кальянов и бездымного табака На сегодняшний день одной из основных проблем с точки зрения общественного здравоохранения является привлекательность табачных, никотинсодержащих и аналогичных изделий, особенно для молодежи. Производители постоянно ищут все новые и новые способы сделать эти продукты привлекательными, например, добавляя в их состав ароматизаторы и другие добавки, которые меняют их запах, вкус или внешний вид. Эти добавки предназначены для маскировки резкого вкуса или запаха табака и повышение его вкусовой привлекательности, в первую очередь, для представителей молодого поколения. Производителями используется ряд и других приемов, и уловок.
Такая тактика может подталкивать к раннему началу курения или употребления никотинсодержащих изделий, что влечет за собой потенциальное развитие пожизненной зависимости с плачевными последствиями для здоровья. Повышая привлекательность этой продукции, производители не только расширяют непосредственную потребительскую базу, но и усложняют задачу по отказу от употребления этих изделий, в результате чего их вредное воздействие на организм потребителей продолжается.
Остается низкой осведомленность населения о том, что эти продукты, в силу содержания высокотоксичного никотина, вызывают зависимость, а также другие заболевания, вызываемые содержащимися в табачном дыме токсинами. Этому способствует агрессивный маркетинг данной продукции со стороны табачных компаний, нацеленный. в первую очередь, на подростков и молодежь.
Никотинсодержащая продукция наносит такой же вред организму, как и табачные изделия, а мифы об их безвредности — хорошо запланированная дезинформация табачной индустрии.
Перед кампанией по случаю Всемирного дня без табака 2025 года поставлены следующие задачи:
- повышение осведомленности. Информирование общественности о тактике и приемах, используемых производителями для повышения привлекательности табачных и никотинсодержащих изделий;
- пропаганда изменения политики:
- введение запрета на применение ароматизаторов и добавок, повышающих привлекательность этих изделий;
- полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табака, в том числе на цифровых платформах;
- меры регулирования, касающиеся дизайна изделий и их упаковки, направленные на снижение их привлекательности;
- сокращение спроса. Разоблачение манипуляторных приемов, используемых производителями, направлено на снижение спроса на никотинсодержащие и табачные изделия, особенно среди молодежи, что позволит предотвратить неблагоприятные последствия потребления этой продукции.