Меню
16+

Сайт общественно-политической газеты Кагальницкого района «Кагальницкие вести»

11.05.2022 11:24 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 06.05.2022 г.

С чего начинается поиск

Эта легенда, как водится у нас, поисковиков, всплыла, как всегда, неожиданно. В 2021 г наш коллега из Батайска Ольга Якаева, ведя поиск в электронной базе данных портала «Память народа», обнаружила один документ. Это было письмо семнадцатилетней девушки Веры Бургуновой в далекий Красноярский край. Чтобы ты, дорогой читатель, проникся, я приведу тебе весь текст письма.

«Письмо писано 19 декабря 1947 года. Здравствуйте, незнакомый Василий Мельников. Разрешите задать вам несколько вопросов. Я прошу вас, отпишите, кто из вас есть живой, отпишите нам о своем сыне Иване Васильевиче, где он сейчас есть, живой или нет. Мы его знаем — год рождения - 1923 г, Иван Васильевич Мельников. Сообщите, когда вы от него получали письма. И еще опишите, получали вы за него какую-нибудь весточку или, может быть, он дома, демобилизовался. Поспешите поскорей, побеспокойтесь, дайте ответ. Может, братья или сестры кто есть из вас живые, мы интересуемся. В следующем письме опишем все точно и подробно о вашем сыне Ване. Пока всё, в следующем письме опишем всё точнее. С уважением к вам, семнадцатилетняя девушка Вера Федоровна Бургунова. Прошу, поспешите дать ответ. Жду.»

Ответ из Краснояского края мы не обнаружили, но вот второе письмо Веры Федоровны осталось в отсканированном виде на сайте «Память народа». Приводим текст и этого письма.

«2 февраля 1948 г. Здравствуйте, Василий В. В первых строках нашего письма сообщаем о том, что ваше письмо мы получили 1 февраля. Василий В., вы пишите, что вас очень интересует узнать за своего брата Ивана Васильевича. Я сейчас опишу, что я знаю, выслушайте всё спокойно, не волнуйтесь.

Вашего брата Ивана нет в живых, он погиб в 1943 г в феврале месяце, когда наши освобождали город Ростов. От нас Ростов в 50 км. В нашем хуторе находился госпиталь, где было много раненых. В каждой квартире по 8-10 человек умирали от тяжелых ранений, их вывозили на кладбище и хоронили.

В 1947 году в декабре месяце умерла одна женщина. Позвали моего отца копать могилу. Выкопали 3 трупа, начали рассматривать, разузнавать, кто это. Это были раненые бойцы. Мы узнали, что они умерли от ранения, потому что между ними лежала решетка, которая кладется или под ногу, или под руку. Вы, Василий Васильевич, должны знать, потому что вам тоже приходилось, вы были 5 раз ранены. Потом начали рассматривать и их обмундирование, погнившие гимнастерки и шинельки.

Мой папа заинтересовался этим, и ему попался под руку какой-то мундштучек. Начал открывать этот мундштучек, а это был не мундштучек. То был смертный адрес (речь идет о солдатском медальоне – прим. автора) вашего брата и сына Ивана Васильевича.

Сперва мы вам не писали ничего о вашем несчастье, решили узнать, кто есть из вас живой и что знаете за своего брата и сына, а сейчас посылаем адрес (записка из солдатского медальона – прим. автор) вашего брата, чтобы вы удостоверились, что ваш брат погиб храброй смертью, великая ему слава! И вы, Василий Васильевич, и его родная мамаша — поминайте своего сына хлебом-солью. Василий Васильевич, помните раз и навсегда, и мамаша, что ваш сын и брат похоронен на кладбище хутора Родники Родниковский с/совет. Теперь все, что мы знаем, все сообщили, хоть благодарите, хоть ругайте. Пока всё. С уважением к вам, Вера Федоровна Бургунова. Прошу, не волнуйтесь, не вам одним такое несчастье. Тысячи людей переживают такую стихию. До свидания.»

С этой находки и начался поиск госпиталя, в котором умер от ран Иван Васильевич Мельников. Было установлено, что в хуторе Родники в разное время базировались два госпиталя: ХППГ № 331 (хирургический полевой подвижной госпиталь) в июле 1942 года, который захоронил на хуторском кладбище 9 умерших от ран красноармейцев, и в феврале 1943 года — ППГ № 117 (полевой подвижной госпиталь), который захоронил 28 умерших раненых на хуторском кладбище.

Но среди списка умерших И.В. Мельников не значился. Скорее всего, красноармеец И.В. Мельников был доставлен в госпиталь без сознания и документов или погиб при освобождении хутора Родники и похоронен местными жителями.

В ходе поисковых работ были установлены неучтенные фамилии ещё 44 умерших в госпиталях и погибших бойцов и командиров, захороненных в х. Родники.

Очень жаль, что Вера Федоровна не дожила до наших дней. Благодаря ее неравнодушию красноармеец Иван Васильевич Мельников перестал быть без вести пропавшим. Мы, поисковики Кагальницкого района, совместно с Администрацией Кагальницкого района, Администрацией Родниковского сельского поселения, неравнодушными жителями района приложим все усилия, чтобы на мемориал кладбища хутора Родники были внесены все фамилии погибших и умерших защитников нашей Родины! Поиск продолжается!

А.Н. Лещенко, руководитель филиала РРПОО «МИУС-ФРОНТ» по Кагальницкому району, командир поискового отряда «Красный комиссар»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

77