Меню
16+

Сайт общественно-политической газеты Кагальницкого района «Кагальницкие вести»

30.09.2016 09:39 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 30.09.2016 г.

Из добра соткать свой век

Автор: О. А. Терещенко

В 1990 году Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей. В этом документе Организация Объединенных Наций призывает всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов. Общими усилиями страны мира могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более
качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.

После нескольких звонков по районным инстанциям мне удалось узнать имя старейшего жителя Кагальницкого района. Им оказалась 98-летняя жительница станицы Кагальницкой небезызвестная Авакжанова Тамара Стефановна – человек, который несмотря на свой достойный возраст, по сей день сохраняет активную жизненную позицию, к тому же, участница Великой Отечественной войны. К ней в гости за секретами я и отправилась, предварительно условившись о встрече по телефону. Улица Отечественная на поселке. Ухоженный дворик, на доме — табличка «Здесь живет участник ВОВ». Стучу. Из-за двери бодрый громкий голос: «Так не заперто же!». Меня встречает улыбающаяся бабуля с пронзительным взглядом карих глаз. Представляюсь, рассказываю зачем пришла, ставлю собеседницу в известность, что она – старейшая. После возгласа «Да ты что!» с ходу Тамара Стефановна запевает: «Да не мы ли казаки, Да не мы ли терцы!».

Родилась Тамара Стефановна Авакжанова 24 апреля далекого 1918 года в станице Константиновской, что в верховьях Дона. Ее родители, Стефан Андреевич и Ксения Ивановна Кучеровы, – потомственные донские казаки. Отец владел обширными виноградниками, мать помогала ему вести хозяйство, вином торговала да пела в церковном хоре. «Вина у нас была уйма, хранили его в подвале в огромных чанах, виноград давили руками в деревянных корытах. Первое вино было молодое, ласковое, его себе по большей части оставляли, а второе, что из перебродившего жмыха уже получали, выменивали у зажиточных хохлов на ихнее сало да мясо: те любили покрепче, приезжали накануне праздников со своими запасами. Поэтому семья наша всегда с продуктами была,» — вспоминает сегодня моя собеседница. В свои годы Тамара пошла в школу, училась хорошо, была очень активная — в седьмом классе уже была вожатой у начальных классов, уж очень нравилось ей поучать младших. Поэтому после школы послали юную Тамару на курсы пионерских вожатых в большой город Ростов. На курсах спрашивали строго, потому в группе было только две отличницы – одна из них была Тамара Кучерова. Жили в то время бедно, Тамара единственное платье вечером постирает – утром снова наденет. После курсов распределили отличницу в станицу Кагальницкую на работу старшей вожатой в местный дом пионеров. И там ее заметили – снова направили учиться теперь уже на курсы при обкоме комсомола. По их окончании Тамара Стефановна была назначена завотделом пионеров в райкоме комсомола. Должность была высокой, ответственной, Тамара очень ею гордилась. «Работали в райкоме мы от чистой души, — рассказывает Тамара Стефановна. «Сейчас не от души работают, а так – день до вечера», -добавляет в сердцах она. Потом в районе организовали комсомольскую МТС, Тамара Стефановна стала там работать с пионерами. Проводила с ними мероприятия, организовывала работу летних пионерских лагерей. В районе тогда ункционировали два лагеря – в Камышевахе и в Шамшево. Детям в них нужно было горячее питание, это было самой трудной задачей, ведь держалось все на ее личном энтузиазме.

На той работе и застала Тамару Стефановну война. Уже зарекомендовавшей себя ком-
сомолке нужно было подавать пример. «Хочешь – не хочешь, надо было организовывать народ на фронт,» — говорит сегодня Тамара Стефановна. При райкоме комсомола открыли курсы подготовки фронтовых медицинских сестер – записалась одной из первых. Девчата ездили на курсы в Кагальницкую из Кагальничка, Родников, других хуторов. На фронт Тамара отправилась добровольцем. Попала в
Сочи, в 121-ый медсанбат, где на базе санатория был организован госпиталь. «Когда наши пошли в наступление, стали Кавказ освобождать, я попала в действующую военную часть, сформированную на Кавказе. Это был уже фронт. Зачислили меня в штаб писарем – машинисткой – я немножко работала на печатной машинке, а если бой – так за сумку и под огонь на перевязку. Тяжело было, перевязываешь и плачешь – кто без ноги, кто без руки прям на поле оставался,» — загрустив, рассказывает Тамара Стефановна. «Из Орловской, Рязанской области девчата были крепкие, дебелые, легко могли раненых таскать. А мы, казачки, маленькие, сухонькие, но быстрые. Так, думаешь, кому доставалось? Мы – на поле боя, а рязанские — на кухню, картошку чистить,» — снова улыбается моя собеседница, - «Лейтенант у нас была грузинка, здорово на лошади скакала, меня все петь просила, хорошая была женщина».
Закончила войну Тамара Стефановна в Чехославакии. С иронией рассказывает она
как встречали русскую армию чехи: хлебом-солью, «панифельдфебель» ее вежливо называли, за стол усаживали, бутерброды с пуншем подали: «Стоят на столе бутербродики и рюмочки с розовым пуншиком. А что нашим их пуншик с бутербродиками!

Русские парни под столом спирт в алюминиевые кружки разливали да выпивали почеловечески!». День Победы Тамара Стефановна с воодушевлением описывает так:«Размещались мы в частном доме у чехов. Я засиделась допоздна, писала донесения в штабе дивизии. Глянула глубокой ночью – все места для сна заняты: мужики вповалку спят на полу, на столах, даже на перевернутом шифоньере храпят. Нашла только детскую кроватку-качалку. Примерилась, вроде должна поместиться, скинула сапоги и упала в ту колыбель, заснула крепко. Просыпаюсь от шума – палят из ракет, небо все в них, гармошки откуда -то взялись, все играют, обнимаются, целуются, я ничего понять не могу, а парни меня в колыбели нашли и давай шутить – раскачивать во всю. Еле отбилась от них, выкарабкалась из той кроватки, все кричат: «Победа!». Это утро я хорошо помню, лучше всех военных дней, бурно мы свою Победу встречали!». Есть у Тамары Стефановны и боевые награды: самые дорогие – две медали «За боевые заслуги», гордится она и значком Гвардии, их часть получила их одной из первых.

Вернувшись после войны в Кагальницкую, Тамара Стефановна пошла работать на
элеватор кассиром, ходила на работу в кирзовых сапогах по бездорожью, за длинным
рублем не гонялась, как сама про себя говорит. На элеваторе после войны началось строительство. Среди приехавших на стройку строителей был и будущий муж Тамары Стефановны – Сергей Герасимович. Позднее, когда заканчивали строительство элеватора, стало поступать дорогостоящее оборудование, на партийной ячейке было решено вверить кладовую самой ответственной – Тамаре Стефановне. Решено – значит приняла. Так и проработала она до самой пенсии на элеваторе кладовщицей. И после ухода на пенсию продолжала еще трудиться – «некому кладовую было передать». «Знаешь, ты сильно-то не расписывай там про меня,» — обращается с просьбой ко мне моя собеседница. Задаю прямой вопрос про секрет долголетия. «Во-первых, у меня же кровь обновилась, — серьезно отвечает Тамара Стефановна, — «Я пятнадцать раз кровь сдавала, три донорские медали имею. А во-вторых, я никогда не жаловалась, что у соседей есть, а у меня нету. Нет – и не надо, никогда не завидовала!

Всех людей нужно любить и уважать: и близких, и дальних. Я никому никогда плохо-
го не желала. Так всю жизнь прожила,» — закончила свое повествование Тамара Стефановна Авакжанова. Вот такой несекретный секрет получился. Нам всем остается только следовать, поверив на слово. Не болейте, Тамара Стефановна!
Пусть Ваше лихое «Инч!?», вынесенное с военного Кавказского Фронта и бережно
пронесенное Вами через семь десятилетий с лишком, еще долго смешит Ваших слушателей!

На сегодняшний день средняя продолжительность жизни по России составляет 70,93 лет. Наибольшая – в Республике Ингушетия (79, 42 лет), в Ростовской области показатель продолжительности жизни приближен к среднероссийскому и составляет 71, 3 лет. По мнению одних ученых, продолжительность жизни приобретается по наследству, по мнению других – напрямую зависит от желания человека жить долго, от его психологического настроя.
Ознакомившись с мнениями ученых, секрет долголетия я решила узнать из первых уст.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

37