Меню
16+

Сайт общественно-политической газеты Кагальницкого района «Кагальницкие вести»

20.12.2013 13:36 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Учитель музыки

Автор: Ирина Хансиварова
Корреспондент газеты "Наше время"

Пению и музыке у Григория Стефановича Низавецкого училось не одно поколение школьников Кагальницкого района.

А обращаются к нему бывшие ученики не иначе как Степаныч. Когда он только начал работать в школе, для детей польское отчество Стефанович звучало непривычно. Другое дело — Степанович. Так и пошло...

— Я допотопный мужик, — говорит он. — Знаете, что это такое?

— Признаться, не совсем, — отвечаю.

В понимании Григория Стефановича допотопный мужик — тот, кто, как он, родился и всю жизнь прожил на селе.

— А родился я в удивительной сельской семье. Мой папа был красным партизаном, — рассказывает он.

И в доказательство раскрывает альбом, в котором хранятся фотографии его родственников начиная с 19-го года прошлого века. На одной из них его отец запечатлен с шашкой в кругу красноармейцев. А на множестве других — с баяном. Отец Григория Стефановича был удивительно музыкальным человеком. Эти способности передались и сыну. Отец с детства обучил маленького Гришу игре на всех русских народных инструментах. В четыре года он уже освоил гармошку, но любимым у мальчика был баян.

— А здесь, — Григорий Стефанович достает другой увесистый фотоальбом, — у меня хранятся снимки военного и послевоенного времени.

На войну Низавецкий пошел в мае 43-го, когда ему шел 17-й год. Попал на остров Русский. В советские времена остров являлся крупнейшей ученой базой военно-морского флота. Здесь располагалось много учебных частей. Были школы механиков, оружия, мичманов, связистов. Григорий прошел обучение в школе оружия. А после ее окончания был направлен в Североморск на эскадренный миноносец «Ра­зумный». Сопровождал англо-американские караваны, которые доставляли нам по ленд-лизу оружие, продовольствие. Морская форма шла Григорию, он послал фото родным. Фотографию они получили. Правда, мама Григория так и не смогла узнать, где служит ее сын. Эта фотография со стертым военной цензурой названием миноносца на ленте бескозырки и сейчас хранится в его семейном альбоме.

— После войны нас некем было заменить на флоте, и я остался служить дальше, — рассказывает Григорий Стефанович.

Помимо боевой и политической подготовки, командование миноносца большое внимание уделяло культурно-воспитательной работе. И, конечно, Гриша не упустил такую возможность. Он организовал на корабле хор и ансамбль песни и пляски. Ни одно праздничное мероприятие не обходилось без их выступлений. А сам руководитель художественной самодеятельности старший матрос Низавецкий участвовал еще и в концертах художественной самодеятельности соединений Северного флота. Его творчество было отмечено грамотой командования.

Специалист широкого профиля

Музыкальные, организаторские способности моряка пригодились и дома, в станице Кировской, куда он вернулся, отслужив на флоте вместо пяти семь с половиной лет.

Как-то директор кировской школы № 4 Селезнев обратился к Григорию с просьбой провести у школьников утренник. Тот согласился. А руководство школы, заметив, что у парня получается работать с детьми, стало все чаще поручать ему проводить утренники. В итоге Гриша стал старшим пионервожатым школы. На этом дело не закончилось. Директор предложил ему вести уроки пения, а узнав, что Гриша также хорошо рисует, —  рисования. Затем добавил ему еще уроки физкультуры и труда.

— Мне даже быков пригнали, чтобы вспахать школьный участок, на котором мы с детьми высаживали овощи, — вспоминает Григорий Стефанович. — Позже на том месте мы разбили сад.

Гордостью Григория Стефановича стали школьные хоры. В младших классах собрал хор «Орленок», в средних — «Пионерия», в старших — «Комсомолия» и отдельно еще хор мальчиков. Когда школа приобрела народные инструменты, организовал оркестр и ансамбль песни и пляски. Выступления юных исполнителей слушала вся станица. Узнали о них и в области. В 1964 году Ростовское телевидение посвятило ребятам цикл передач в телепрограмме «Наш музыкальный клуб», а в телепередаче «Школа без каникул» рассказало, как дети летом занимаются в кружках, школьном театре кукол.

Когда он по семейным обстоятельствам из Кировской переехал в соседнюю станицу Кагальницкую, ему предложили вести уроки в местной 5-й школе, но и «своих детей» из 4-й не оставил — работал «на два фронта».

— В Кагальнике было больше возможностей для организации хорового пения, —признается учитель. — К 40-летию Победы я собрал казачий ансамбль, пять детских, школьных хоров... и взрослый — ветеранов войны и труда.

На концертах хоров всегда был аншлаг, а выступления проходили под бурные аплодисменты зрителей.

Наш «золотой фонд»

— Сейчас хоровых коллективов в школах практически нет, — говорю Григорию Стефановичу.

— Их теперь нигде нет, — с сожалением отвечает он. — Когда человек исполняет песню или любое другое музыкальное произведение, звучит не только его голос — душа. Музыка делает душу светлее, чище. Это очень важно, особенно для подрастающего поколения.

Он знает это наверняка. Понимают это и те, кто учились у Низавецкого. Давно повзрослевшие выпускники о своем учителе музыки говорят: «Степанович — наш «золотой фонд». За более чем 50 лет работы в школе Григорий Низавецкий научил любить музыку не одно поколение. Пусть не все стали профессиональными музыкантами, но слушать и понимать музыку, отличать настоящие песни от песен-однодневок могут все.

Для Григория Стефановича «последний звонок» в школе прозвенел в 2008-м — в год выпуска внучки.

— Я для себя решил — внучка закончит школу, и я уйду на заслуженный отдых.

Но отдыхать учитель музыки не привык. К детям приходит и сегодня, но уже не учителем музыки, а наставником у младших школьников. Рассказывает о вой­не, о том, как служил на флоте. С Северным флотом он до сих пор поддерживает связь. Ведет переписку с моряками, шлет им фотографии времен войны, рисунки эсминца — не зря он уроки рисования в школе вел. Картин и рисунков у Григория Стефановича немало, большинство — на морскую тематику. В его комнате настоящий музей: музыкальные инструменты, награды, морская форма еще со времен войны.

—У меня их две было, — объясняет. — Одну передал в школьный музей.

А вот и легендарная ленточка на бескозырке с надписью «Ра­зумный».

— А эту, — Григорий Стефанович достает еще одну бескозырку, — мне подарили моряки Черноморского флота.

Надев бескозырку, он достает баян и, пробежав пальцами по клавишам, начинает играть «День Победы»...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

116