Что сдавать сложнее с психологической точки зрения: ЕГЭ или экзамены в университете?

Образование

Сдача экзаменов является неотъемлемой частью образовательного процесса, но помимо проверки знаний – это и серьезное испытание для психики. На кафедре менеджмента Института управления в экономических, экологических и социальных системах ЮФУ провели исследование по выявлению тревожных ожиданий, охватывающих студентов во время сессии.

В системе отечественного образования особенно выделяются два типа учебных испытаний: Единый государственный экзамен и сессия в университете. Какой из них сложнее с психологической точки зрения? Однозначного ответа нет, так как сложность восприятия зависит от индивидуальных особенностей личности, уровня подготовки и даже типа нервной системы.

Хотя ЕГЭ – это тест с четко определенными правилами, но непредсказуемость вариантов, страх перед сложными заданиями и сомнения в собственных силах порождают тревогу и неуверенность. Длительная и интенсивная подготовка к ЕГЭ, включающая репетиторов и самостоятельную работу, часто приводит учащихся к переутомлению и эмоциональному выгоранию, что негативно сказывается на усвоении материала. Также тревожности добавляет давление со стороны родителей и учителей, которые могут усугубить стресс ожиданием высоких результатов, излишним контролем и критикой.

После поступления в вуз молодые люди выходят на новый уровень ответственности и самостоятельности. Психологическая сложность университетских экзаменов связана с адаптацией к новой образовательной среде, большим объемом изучаемого материала, высоким уровнем стресса, связанным с допуском к сессии и самими экзаменами.

Экзаменационная сессия как источник тревог и страхов

На кафедре Менеджмента и инновационных технологий ИУЭС ЮФУ в 2024 году было проведено исследование по выявлению тревожных ожиданий, охватывающих студентов во время сессии. Его участниками стали более ста студентов Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета.

«Исследование мы решили провести в связи с тем, что студенты первого курса в декабре стали задавать много вопросов, связанных с предстоящей зимней сессией. На основании этого мы определили основные болевые точки и создали специальную анкету из 10 вопросов, в том числе касающихся природы страхов и возможности их преодоления», – рассказала к.э.н., доцент кафедры Менеджмента и инновационных технологий ИУЭС ЮФУ.

А есть ли страх?

Исследование показало, что страх перед экзаменами отсутствовал лишь у 18% опрошенных студентов. Все остальные высказались о сильных или умеренных страхах, вызванных предстоящими испытаниями. Важным является тот факт, что о наличии существенных страхов высказались не только студенты 1 курса, но и обучающиеся со стажем. Однако некоторые первокурсники отметили отсутствие даже легкой формы волнения. Это может служить подтверждением того, что в значительной степени на развитие страхов влияет эмоциональная особенность респондентов, а не наличие опыта прохождения однотипных испытаний.

«В анкете был вопрос: испытываете ли вы страх перед экзаменом? В ответы мы включили и такой вариант: после ЕГЭ нам ничего не страшно. Доминирующее большинство выбрало именно эту опцию. Однако новые условия обучения также могут существенно повлиять на эмоциональное состояние обучающихся.

В беседах с первокурсниками мы очень часто получаем обратную связь, касающуюся учебного процесса. Студенты нам говорят о том, что во время сдачи ЕГЭ они выполняли типовые задания, а экзамен в рамках сессии вызывает у них опасения, связанные с большей неопределенностью.  По словам студентов, адаптация к учебе в вузе шла у многих весь первый семестр», – отметила к.э.н., доцент, заведующая кафедрой Менеджмента и инновационных технологий ИУЭС ЮФ.

Скрытые и явные причины опасений

В попытке разобраться с природой страхов студентов был проведен анализ причин, провоцирующих тревогу. В итоге было установлено, что 64% респондентов заявили об опасениях, связанных с возможностью получить низкую оценку на экзамене, что отразится на самоуверенности и амбициях. 27% студентов также испытывают страх провалить экзамен, что приведет к потере стипендии.

Также выяснилось, что ситуация провала на экзамене обусловлена тем, что 47% опрошенных испытывают боязнь публичных выступлений даже при малочисленной аудитории.

Чувство страха всегда рука об руку идет с чувством надежды. На что же надеются современные студенты? В топ-3 ответов вошли:

— крепкие знания, полученные в процессе обучения (87% опрошенных);

— удача и везение (72% опрошенных);

— надежда на лояльность преподавателя (60% опрошенных).

К сожалению, на собственное красноречие полагаются лишь 2% опрошенных, что свидетельствует о достаточно низком уровне ораторской подготовки. Поэтому одной из важных задач является взаимодействие всех участников образовательного процесса, в результате которого студенты смогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, что положительно скажется на их дальнейшей учебе и эмоциональном состоянии.

Методы преодоления страхов

Очевидно, что студенты стараются превозмочь нарастающий страх. Поэтому 73% опрошенных студентов честно пытаются выучить весь материал, 14% пишут краткие шпаргалки, 5% никак не борются со своими тревогами, попадая в категорию бесстрашных студентов.

Преподаватели для более быстрого привыкания студентов к новым условиям обучения предлагают свои рекомендации:

«Студентам были рекомендованы приемы самоконтроля: развивать умение адаптироваться под ситуацию и управлять своим временем, правильно распределять учебные задания, выстраивать и соблюдать режим учебы и отдыха, проводить регулярные упражнения по развитию памяти и т.д.», – поделилась своим выводами преподаватель.

«Большую роль в преодолении негативных ожиданий играет организованность студента. Страхи часто происходят от неопределенности. Если студент в течение семестра не осваивал материал, недостаточно уделял времени учебе, то это ведет к стрессу на экзамене. Когда работа ведется систематически, студент понимает материал, ознакомлен с требованиями преподавателя, тогда будет легче всем участникам образовательного процесса», – подытожила педагог.

Авторы исследования едины во мнении, что для успешной сдачи экзаменов от студентов требуется высокая организованность, умение планировать свое время и расставлять приоритеты, что поможет эффективно преодолевать стрессовые ситуации во время учебного процесса.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ дала несколько простых советов, как справиться с тревогой и страхом перед экзаменом, будь то ЕГЭ или сессия в университете.

По словам эксперта, экзамен – это всегда стресс, этот факт многим известен, и важно не обесценивать тревогу как нормальную реакцию перед важным событием. Но при этом необходимо научить себя переформулировать отношение к этому событию.

«Можно относиться к экзамену как к чему-то очень изнашивающему, страшному и бесконтрольному. Однако можно посмотреть с другой стороны на стресс перед экзаменом. Он позволяет использовать ресурсы мобилизации, повышать эффективность умственной деятельности, помогает реализовывать какие-то действия в кратчайшие сроки. Тем, кто владеет навыками самообладания, умеет взять эмоциональное состояние под контроль, удается с успехом сдавать экзамены. Важно не заниматься катастрофизацией (нерациональные мысли) результата экзамена: будь то вступительные экзамены либо экзамены сессии в вузе. Такие мысли могут только провоцировать усиление тревоги и неуверенности в себе, в своих знаниях, даже если студент или абитуриент готовился в течение нескольких месяцев к экзамену. Когда мы фокусируемся больше на задачах, а не на эмоциональной реакции, наша деятельность становится более продуктивной», — пояснила эксперт.

В жизни практически каждый человек должен сдать экзамены: сначала в школе, затем в колледже или в университете, и бояться этих испытаний не стоит, нужны правильный настрой на успех и тщательная подготовка.

Кагальницкие вести
Добавить комментарий