Меню
16+

Сайт общественно-политической газеты Кагальницкого района «Кагальницкие вести»

26.01.2018 13:42 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 26.01.2018 г.

Эх, путь-дорожка фронтовая...

В хуторе Жуково-Татарском Родниковского сельского поселения живет ветеран Великой Отечественной войны Наталья Трофимовна Хандоженко. Она одна из тех, кто перенес на себе тяготы и страдания самой страшной и кровавой войны в истории человечества.

Родилась она в 1923 году в хуторе Жуково – Татарском в многодетной семье Левицких - Трофима Кондратьевича и Варвары Назаровны. Детей в семье было семеро: шесть девочек и один мальчик.

Когда началась война, Наталье Трофимовне было всего семнадцать лет. Она, как и все её ровесники, мечтала об учебе и о счастливой жизни. В 1941 году Наталья окончила семь классов и по совету сестры Марии решила поступить в Азовское педагогическое училище. Но неожиданно грянувшая война разрушила все её мечты и планы на будущее.

Сначала Наталья вместе с родителями работала на строительстве укрепительных сооружений. Повестку на фронт от Зерноградского военкомата она получила на работе. В 1942 году Наталья Трофимовна вместе с четырьмя девушками из хутора была отправлена на курсы приемщиков военно-полевой почты в город Ростов-на-Дону.

- После формирования группы, меня в числе еще 200 человек, отправили в город Тбилиси. Для Ростова тогда наступили тяжелые времена: немец наступал на город. Мы, узнав об этом, не смогли удержать слезы, плакали так, что сорвали занятия,- вспоминает Наталья Трофимовна.

Заметно — ей трудно говорить. Воспоминания снова и снова мысленно возвращают её назад, в прошлое, заставляя заново переживать тяжелые моменты жизни.

После трех месяцев обучения Наталья и её подруги из города Тбилиси были отправлены в Москву для получения направления на службу. Дорога была долгой и тяжелой: ехали на грузовом поезде — товарняке, в вагоне было тесно, холодно и грязно. Кроме того, начало фронтовой жизни омрачил человеческий фактор: сопровождающий группу старший лейтенант оказался бесчувственным человеком, продавал довольствие девчат, оставляя их без еды.

- Наш состав часто оставляли на запасных путях. Однажды мы остановились около казахского села. Мы с подругой Катей (из Егорлыка) пошли в село. Все что у нас было из одежды свернули и отдали за одну пышку и бутылку верблюжьего молока. Целый месяц мы добирались до столицы. Наша одежда к концу пути стала черной, грязной и потрепанной. В столице одна из девушек доложила начальству о бесчеловечном и безответственном поведении сопровождающего — в результате его разжаловали в рядовые и отправили на передовую.

А девчата успели еще и пожалеть лейтенанта -молодой ведь был, — добавила в разговоре со мной Наталья Трофимовна. В Москве после дополнительных курсов Наталья вместе с двумя девушками получила назначение в 97-ой стрелковый корпус. Служила она под Смоленском, потом и под Ленинградом. Каждый день она доставляла полевую почту адресатам - то на машине, то пешком, а однажды и на самолете. Этот случай Наталья Трофимовна не забудет никогда...

Надо было доставить в штаб Армии документы и зарплату офицерам. Штаб находился под Псковом. Наталья решила добраться в этот раз до штаба на самолете и попросила летчика взять её с собой. Молодой летчик согласился, попросил подойти утром и посоветовал одеться потеплее. От совершаемых пилотом маневров Наталье стало плохо и так страшно, что ей хотелось даже выпрыгнуть из самолета. Обратно возвращаться на самолете Наталья отказалась.

Двадцатикилометровый путь по лесу, по сугробам и в темноте ей пришлось преодолевать пешком. Из Пскова Наталья Трофимовна была отправлена в город Ленинград. Штаб Армии находился в 20 км от города. Она вела переписку с родными и знала, что брат Иван находится в блокадном Ленинграде. Сестра решила найти любимого брата, попросила генеральского водителя довезти до города. Он не отказал. Так Наталья оказалась в Ленинграде. Задача была не из легких. Город был весь в руинах. Она не знала куда идти и где искать брата. Желание найти родного человека было сильнее её. Она долго ходила по улицам города. Увидев перед собой большое здание с подземельем, решила зайти. Но у дверей Наталью встретил молодой лейтенант. От него она и узнала, что её брат находится действительно в Ленинграде, проходит лечение в госпитале. 

-Оказывается, брат был ранен в плечо и лежал в госпитале. Я нашла госпиталь, но брата, увы, там не оказалось. Среди раненых был молодой солдат, который знал Ивана. Он рассказал мне, что брат переведен в выздоравливающий батальон. Но мне, видимо, было не суждено тогда увидеться с братом: из выздоравливающего батальона он вновь был отправлен на фронт. Встретились мы только после окончания войны, когда оба вернулись домой, в родной хутор.

Самым тяжелым для Натальи Трофимовны, был 1943-ий год. Это были времена переломных сражений и наступлений Красной Армии. Советские войска стремительно двигались вперед. И Наталья Трофимовна тоже постоянно была в пути, в поисках своих адресатов. Расположение штаба менялось постоянно, и ей все тяжелее было находить дорогу «домой» — в расположение. Бывало, попадала под обстрел, под вражескую бомбежку, лежала в окопах, пробиралась болотами и через лес. Ей выпала нелегкая судьба, многое пришлось увидеть и пережить. Но на жизнь Наталья Трофимовна не жалуется, она очень добрый, позитивный человек, её отличает активная жизненная позиция, невзирая на почетный возраст. Сегодня Наталья Трофимовна окружена заслуженным вниманием и заботой близких, учеников хуторской школы, администрации сельского поселения и руководства местного колхоза.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25