Меню
12+

Сайт общественно-политической газеты Кагальницкого района «Кагальницкие вести»

17.10.2014 13:38 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Общение с поэтом состоялось

Автор: И.Д. Ананьева
Учитель русского языка и литературы

В Вильямсской СОШ № 3 прошел праздник, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Собрались учащиеся 8-11 классов, чтобы проникнуть в к сокровенное: прикоснуться к творчеству писателя и поэта.

Что мы знаем о его жизни, о чем размышляем, читая стихи? Из чего складывается чувство любви к своей Родине, понимание сопричастности ко всему происходящему? Наверное, с малого: с изучения творческого пути великих сынов России, постижения мироощущения тех, кто был истинным патриотом своей Родины.

Звучит музыка Хачатуряна к драме «Маскарад», приглашая собравшихся к общению. Ведущие, учащиеся 11 класса А. Гарматина, А. Слоян и А. Шаповалова непривычно лиричны, они рассказывают о горьком детстве Миши Лермонтова: брак родителей против воли бабушки, ранняя смерть матери, разлука с отцом — все это наложило отпечаток на характер поэта.

Особенно трогательно звучит «Казачья колыбельная» в исполнении девушек 11 класса под аккомпанемент ученика 8-а класса Т. Мурашкина, которую пела мама совсем маленькому Мише. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал. Ее я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать», — писал поэт.

Жизнь Лермонтова – яркая комета, осветившая все вокруг и ушедшая в вечность. Поэт прожил всего 27 лет. Каждый этап его творчества – страница русской литературы, и ребята сумели это показать. Мы будто вместе с поэтом прожили его жизнь. Каждое произведение в исполнении ребят сопровождалось классической музыкой, это настраивало на особое восприятие.

Вот в стихотворении «Ужасная судьба отца и сына» звучит мотив несбывшихся надежд и разлуки  Читает его ученица 11 класса Д. Омельченко.

В 1827 году Михаил Лермонтов вместе с бабушкой переезжает в Москву и поступает в Благородный пансион при университете. С. Лазарева читает стихотворение «Люблю тебя, Москва», и мы вместе с поэтом объясняемся в любви к Москве. Ученица 11 класса А. Шекерук читает «В минуту жизни трудную», и мы сопереживаем смерти отца, с которым так и не пришлось быть рядом.

Особая страница творчества Лермонтова – стихи о любви. Это чувство пришло к совсем юному Михаилу. Любовь к Варваре Лопухиной пронес он через всю жизнь. Школьники самозабвенно читают стихи: Д. Сикаренко — «Ангел», А. Шекерук — «Мы случайно сведены судьбою», В. Салманов — «Я не унижусь пред тобою».

1837 год. Поэт буквально взрывает общественное мнение стихотворением «Смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина. Его исполняют ученица 11 класса Ю. Гарматина и ученики 10 класса В. Воробьева и М. Зацепилов.

19 февраля 1847 года шеф жандармов, граф Бенкендорф, доложил императору Николаю I о чрезвычайном происшествии — распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя. Лермонтов был арестован. К нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Поэт велел заворачивать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички он написал несколько стихотворений.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова раскрывают его духовный мир, его чувства и переживания. Мотив одиночества присутствует в стихотворении «И скучно, и грустно», которое прочла ученица 9 класса А. Ульрих. Особенно ярок романтический герой в стихотворениях, прочитанных учениками 6-а класса: «Парус» — Д. Шестаков, «Тучи» — П. Гладыш и Д. Зацепилов.

Творчество Лермонтова пронизано темой о Родине, поэт размышляет о ее прошлом, верит в предназначение России. «Люблю Отчизну я, но странною любовью» прочла ученица 9 класса И. Ульрих.

Неумолимо приближается 1841 год, дуэль с Мартыновым. Ссора с бывшим приятелем, обидные слова — и миг, который нельзя возвратить и изменить. Звучат раскаты грома, льются потоки дождя, мы будто у подножья Машука видим выстрелившего в воздух Лермонтова и прицелившегося в упор Мартынова. Прощальным аккордом звучит вальс Хачатуряна. Я вижу тихие, задумчивые лица ребят и понимаю: общение с поэтом состоялось.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

119