Меню
16+

Сайт общественно-политической газеты Кагальницкого района «Кагальницкие вести»

10.07.2013 11:55 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Пресса о Кагальницком районе

Источник: Крестьянин

Репортаж о фестивале "Купаловское лето на Дону" в газете "Крестьянин" источник http://www.krestianin.ru/articles/37414.php

В станице Кагальницкой вспоминали традиции ночи Ивана Купалы
В пятницу, 5 июля, в станице Кагальницкой, удаленной от Ростова-на-Дону на 55 км, прошел фестиваль «Купаловское лето на Дону». День Ивана Купалы, популярность которого в наши дни практически равна нулю, языческий праздник летнего солнцестояния. Как отметили его в 2013 году, читайте ниже.
Попав на кагальницкую автостанцию, я осматриваюсь: совсем рядом стоянка такси. Понимаю, что в станице праздника ждут все, особенно таксисты. Один из них, Анатолий, говорит, что ехать еще слишком рано:

— В прошлом году люди к семи в основном подъезжали, а вообще здорово было. Сегодня, говорят, еще лучше выйдет: свет сделали, иллюминацию, вот и дорогу разровняли.



Мы с ним приближаемся к Комаровскому пляжу, к берегу реки Кагальник — там и пройдет фестиваль. В машине открыты все окна, вокруг трава, вдалеке желтая полоса – подсолнухи. Первое, на что обращаешь внимание, – это запах, он просто невероятный после душного, задавленного выхлопными газами Ростова-на-Дону.

Вот и Комаровский пляж, только я совсем не так его представляла: трава, камыши, а в реке плавают утки, для людей же табличка «купание запрещено». Почему запрещено, никто не знает: то ли из-за менингита в Ростове, то ли из-за сегодняшнего праздника. Рыбаки к тому времени уже наловили рыбу для ухи, которую будут готовить для гостей, а на территории, приготовленной для проведения фестиваля, стали разворачивать палатки сельские поселения Кагальницкого района. Всего их восемь: Мокробатайское, Родниковское, Новобатайское, Хомутовское, Кагальницкое, Кировское, Калининское и Ивано-Шамшевское. Каждое должно будет оформить палатку, представить свое поселение и накормить судей, в числе которых и глава района.

Сейчас тут все очень заняты, остались последние приготовления: Родниковское решает, «куда лепить «Добро пожаловать», около Кировского распеваются девушки, кто-то развешивает сушеную рыбу, а кто-то накрывает на стол. Я ищу глазами семьи, молодежь, пожилые пары, которых ожидала увидеть на празднике. Пока людей очень мало, в основном организаторы, артисты и журналисты, бродящие туда-сюда с камерами. И все ждут какого-то знака, чтобы начать фестиваль.

Солнце, наконец, скрывается за облаками, и судьи подходят к представителям Новобатайского сельского поселения. Теперь я вижу, что людей стало больше, приходится пробираться сквозь толпу. В основном все участники конкурса поют и танцуют, водят с администрацией хороводы, тут же хлеб с солью и горячая уха. Я начинаю забывать, что здесь сегодня праздник Ивана Купалы, но все живо и ярко, играет русская народная музыка, бабушки-травницы начинают раздавать венки, и я на несколько мгновений как будто окунаюсь в мир славянских мифов.



После восьми представлений люди рассаживаются вокруг сконструированной сцены, в то же время выстраивается очередь за кашей, которую готовят на полевой кухне, рядом столы с блюдами от разных национальностей: украинские вареники, грузинские хинкали, азербайджанские сладости. И, конечно, по тарелкам разливают уху, сегодня ее наварили 100 литров. Я не могу отделаться от разливающегося по полю аромата и иду за тарелкой. Музыка мешается с детскими голосами, теперь людей действительно много.

Без объявлений и лишних предисловий на сцене хореографические коллективы, ансамбли народной песни и танца начинают гала-концерт. Ведущий приглашает на сцену главу района Игоря Васильевича Грибова, заместителя министра внутренней и информационной политики Ростовской области Владимира Анатольевича Некрасова, руководителя отделения посольства Белоруссии в Ростове-на-Дону Валерия Викторовича Ждановича, заместителя председателя Смолевичского районного исполнительного комитета Александра Викторовича Шлыкова и председателя национальной культурной Автономии белорусов Ростовской области Владимира Алексеевича Животкевича. 
— «Купаловское лето» должно стать новым брендом Кагальницкого района, на который будут съезжаться люди, чтобы вспомнить традиции предков, насладиться летней природой, отдохнуть и весело провести время — говорит Владимир Анатольевич Некрасов.

К тому же одна из задач фестиваля – объединение народов двух стран, России и Белоруссии, их двустороннее сотрудничество. Поэтому праздник неслучайно совпал с еще одной датой – днем рождения известного белорусского поэта – Янки Купалы.

После слов благодарности участникам и гостям фестиваля ведущие объявили о первой традиции праздника – гадании по венкам. Девушки должны бросить в реку венки: если его прибьет к берегу недалеко от того места, где он был брошен, значит, в этом году владелица венка не выйдет замуж, а если уплывет, то надо готовиться к свадьбе. Я с интересом наблюдала, как одна из девушек бросила венок, скрестив пальцы и чуть не плача от переживаний. Видимо, некоторые все же воспринимают купаловские обряды всерьез. Такое занятие особенно понравилось детям, от этого, наверное, большинство венков и прибило к берегу. Мне запомнилась, как одна девочка лет шести зашла в воду и начала отталкивать от берега приставшие к нему венки.

Но о гадании скоро забыли, и взоры людей устремились к так называемому «дереву желаний». Раньше украшенное цветами и разноцветными лентами дерево надо было сжечь или срубить и утопить в воде, сейчас обряд упростили: привязывая к раскинувшемуся посреди поля дереву ленточку, нужно загадать самое сокровенное желание. Я привязала свою – ярко-красную, теперь жду.

Начало темнеть, на поле разожгли три костра, думаю, не надо объяснять, что очищающие костры – это главная особенность купальской ночи. По преданиям, девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка они не разомкнут руки, то это явная примета счастливой семейной жизни. Говорили, что, перепрыгнув через третий костер, можно увидеть свое будущее. На нашем празднике традиции решили соблюдать: прыгали парами. Желающих очиститься огнем оказалось довольно много: некоторые мои коллеги тоже не удержались, прыгали прямо с камерами.

Одними из первых преодолели огненную преграду Юлия и Александр:

— Ощущения после этого прекрасные, как будто и правда очищаешься огнем. Да и рук мы не разорвали, говорят, тогда будем счастливо жить. Праздник хороший получился, не зря ехали.

Супруги убегают водить хоровод, которые уже развернулись на поле. Рядом играют в «ручеек», а кто-то из мужчин взял в руки баян. Настоящий праздник Ивана Купалы! 

Гуляния продолжаются до ночи: на сцене поют, люди танцуют и веселятся. Остается только сжечь «Ярилу»: так называют сделанную заранее из соломы куклу и одетую на нашем празднике в красный сарафан с лентами. Горит красиво, все замирают перед огнем, всё замолкает, даже щелчки журналистских камер становятся еле слышными. Смотря на огонь, каждый думает о своем, я размышляю о том, что такие праздники способны объединять людей.

В полночь над рекой запускают фейерверки. Мне пора уезжать, но гуляния еще не заканчиваются, думаю, многие сегодня будут ночевать в поле.

На обратном пути я рассказываю таксисту Анатолию, что праздник получился веселым и каким-то живым.

— Ждем вас в следующем году с семьей и друзьями. Видите, как у нас здесь хорошо.

Мы проезжаем мимо реки, веет свежим ветром, меня не оставляет запах трав и костров. Как-то легко и весело, закрываю глаза. А в эту ночь ведь еще искали цветущий папоротник: тот, кто его сорвет, приобретет магическую силу. Но я-то знаю, что магическая сила в чем-то другом, и вспоминаю желтую полосу подсолнухов, ароматные венки и песни под баян.

Анастасия ЦОЙ
 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

111