12+

Кагальницкие вести

Главная / Страница Кагальницкого юрта / Энциклопедический словарь казака

Энциклопедический словарь казака

Ссылки на сайты Кагальницкого района

Детские сады

МБДОУ Кагальницкого района

"Ручеёк" - ст. Кагальницкая

"Ивушка" - ст. Кагальницкая

"Солнышко" - х. Жуково-Татарский

"Берёзка" - ст. Кировская

"Орлёнок" - ст. Кировская

"Ромашка" - ст. Кировская

"Теремок" - ст. Хомутовская

"Солнечный зайчик" - ст. Кировская

"Золотой петушок" - с. Новобатайск

"Алёнка" - с. Новобатайск

"Тополёк" - с. Новобатайск

"Солнышко" - пос. Воронцовка

"Сказка" - пос. Мокрый Батай

"Ласточка" - пос. Двуречье

"Солнышко" - Васильево-Шамшево

"Чебурашка" - с. Иваново-Шамшево

"Морячок" - ст. Кагальницкая

  • 492
 

Энциклопедический словарь казака

А

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» — отец, «ман» — мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

Августейший Атаман всех Казачьих войск – почтенное звание, присваивавшееся с 1827 года наследнику-цесаревичу до его вступления на престол, или члену царствующей семьи Романовых. Это звание носили великие князья: Александр Николаевич (1827-1855), Николай Александрович (1855-1865), Александр Александрович (1865-1881), Николай Александрович (1881-1894), Георгий Александрович (1894-1899), Михаил Александрович (1899-1904), Алексей Николаевич(1914-1918).

Д

Дикое поле — историческое название не разграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских южнорусских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра — Самары и верховьев притоков Южного Буга — Синюхи и Ингула на севере, до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге.

Казачество проживало вне пределов России, на достаточном удалении от её рубежей, на свободной земле, — на просторах Дикого Поля — в лесостепной и степной частях Восточно-Европейской равнины, на берегах Дона, Днепра, Волги, в причерноморских и приазовских степях.Когда и как появились казаки как организованная сила на этих землях, сказать определённо трудно.

Но "Гребенская летопись" упоминает "Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина, зовоми казаци, иже имеху у себя чудотворные иконы в церкваз своих".Речь идёт о значительных казачьих поселениях, где "казаци" уже имели церкви, то есть образованых много лет ранее. Кроме того достоверно, что низовые казаки основывали свои поселения южнее "за Полем" и значително ранее, о которых говорит летопись. Просто до нас не дощли о ранней истории казачества, а первые упоминания о казаках появились в государственных документах, когда с казаками устанавливались сношения на уровне посольств, как иностранными государствами, что говорит о многом — в том числе и о полной автономии казачества.

В отличии от других стран, где огнём и мечём насаждалась чуждая религия и чуждый уклад жизни, казаки, защищая свою свободу, земли и веру, никому не навязывали её насильно, даже при завоевании чужих территорий. Захват и освоение новых земель казаками сопровождались не только военным подавлением, часто даже жестоким, коренного населения, но и привнесением культурного влияния, веротерпимостью и уважительным отношением к обычаям подчинившихся народов. Здесь корни казачьего феномена во всемирной истории.

В границах Дикого поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Николаевская, Одесская, Харьковская и Херсонская области Украины, а также Тульская, Липецкая, Воронежская, Орловская, Курская, Белгородская и Ростовская области России.

Запорожская сечь — организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь "городки” (укрепления) или "сечи” (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления — Запорожская Сечь — перешло на всю организацию запорожского казачества.

Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва.

З

Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана);

К

Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи).

Казачий Присуд – Богом данная Казакам земля, историческое право владеть землями Старого Поля, власть Казачья на землях Казачьих.

Казачий Присуд
— как земля наших предков. Земля, завоеванная Казаками, земля, которую отстаивали Казаки, политая Казачьей кровью, где находились наши родные дома и могилы наших предков. Земля, на которой рождались и жили наши предки, земля за которую они умирали.

Казачий Присуд
— как власть. Главенство власти Казачьей, власти избранной Казаками, власти кругов и рад на землях Казачьего Присуда, не старшины Казачьей, не власти от начальства присланного инородцами, и даже не атаманов, а именно и только Кругов и Рад, как представляющих интересы всего Казачества.

Казачий Присуд — как территория. Первыми привязали к конкретной территории этот термин Донцы. Вообще же, право на владение землями подвластными Кругам и Радам. Земли от Днепра до Яика, от Черного моря до Оренбуржья и от Воронежа до Кавказа – Дикое Поле.

Л

ЛАВА – боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю; применялся главным образом для охвата неприятеля с флангов и тыла;

Лампас
– цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки.

Символ казачьей независимости (вроде личного флага). Интересно, что лампасы в виде кожаной полосы носили скифы и бродники на своих шароварах. У разных казачьих Войск цвет лампасов отличался ( у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый);

М

Майдан – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий круг;

Маяк – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев;

Медаль – личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана. По окончанию срока оставалась атаману на память;

Н

Надел – участок земли, выделенный казаку из станичного (юртового) земельного фонда при достижении им 16-летнего возраста;

Намет
– казачье название галопа, самого быстрого скачкообразного движения лошади;

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней;

П

Пай – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имеемого земельного фонда;

Печать – на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы;

Пика
– холодное колющее оружие, разновидность длинного копья. Размеры пик в казачьих войсках колебались от 3,1 до 3,4 м, вес достигал 2 кг и более. Имела стальной наконечник;

Присяга
– торжественное обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства;

С

Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие. Общая длина сабли достигала 1,1 м, вес с металлическими ножнами – до 2,3 кг. В казачьих войсках в 1881 году была заменена шашками, как более удобным видом оружия;

Ш

Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. Длина – 0,7 – 0,9 м, ширина до 40 мм, вес с ножнами до 1,2 кг. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концом. Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, — мужчин,- шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!
Вверх